Велика тайна Мирозданья:
Сиянье звезд и бег планет,
И бесконечен путь познанья,
Которому преграды нет...
А может быть, есть преграда? И есть предел познанию? Может быть все предопределено? Но тогда, зачем нужен человек? Каково его место в мироздании?
Эти вопросы издавна мучили человечество, и ответы на них до сих пор не найдены. Однако чтобы лучше понимать окружающий нас мир, необходимо или изучать его самостоятельно или пользоваться уже полученными знаниями, распространяя их все шире и шире. Во втором случае познание происходит гораздо быстрее и эффективнее. Но в процессе познания мы сталкиваемся с интересным эффектом: все наши идеи об устройстве мира с какого-то момента начинают повторяться, правда, на более сложном уровне. Значит, познание (или наши фантазии) все-таки ограничены?
Чтобы попытаться ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть, как же развивались взгляды человека на устройство мира?
Обзор исторических сведений убеждает нас в том, что с момента возникновения письменности (IV тысячелетие до н. э.) мы сразу встречаемся с космологическими (и космогоническими) моделями мира. Таким образом, история космологии начинается для нас с конца IV тысячелетия – начала III тысячелетия до н. э., когда первые модели мира были записаны клинописью на глиняных табличках. Это изобретение принадлежит шумерам (или шумерийцам), племенам неизвестного этнического происхождения, которые основали первые города-государства в Двуречье – долине рек Тигра и Евфрата. Шумеры разработали религиозные идеи и спиритуалистические доктрины, которые наложили неизгладимый отпечаток на современный мир, главным образом через иудаизм, христианство и мусульманство. Однако конкретные идеи об устройстве мира мы находим у наследников Шумера – вавилонян.
Наивысшего расцвета Вавилон достиг при шестом царе I Вавилонской династии Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.). Кодекс Хаммурапи объединил богов древних городов-государств в один великий пантеон, подчиненный богу Вавилона Мардуку – Творцу Мира. Звездой бога Мардука был, по всей видимости, Юпитер. Вавилоняне знали, что Солнце, Луна и пять планет движутся по наклонному кругу. Однако нигде в древних текстах не упоминается модель небесной сферы. На единственной сохранившейся вавилонской карте, восходящей к XI-XII вв. до н. э., Земля изображена в виде круга посреди воды. (На рисунке изображен бог Солнца Шамаш).
Еще одна древняя идея, имеющая вавилонское происхождение, это идея о «космическом возвращении», т.е. о «великом годе». Эту космологическую модель мы встречаем у многих древних авторов. Греки считали, что космические возвращения наступают через 1 753 005 лет; тогда все звезды собираются в 30-м градусе Рака или 1-м градусе Льва, и происходит исполнение всего, но когда они встречаются в Раке, в одной части мира будет потоп.
Около 1600 г. до н. э. Вавилон завоевали пришельцы с востока – касситы. Их правление продолжалось около 500 лет (касситский период). К этому времени относят серию астрологических текстов «Энума Ану Энлиль», в которых содержится около 7 тыс. предсказаний. Тогда уже было известно пять планет. К концу II тысячелетия уже существовало около 70 созвездий.
Расцвет Месопотамской астрономии приходится на I тысячелетие до н. э.
В то время усилилась и превратилась в мощное государство Ассирия, ослабив влияние Вавилона. К ассирийскому периоду относят создание серии клинописных текстов «Муль Апин» (Звезда Плуг). Содержит список «созвездий на пути Луны», включавший 18 созвездий.
С середины VIII в. до н.э. астрономы начали фиксировать даты лунных затмений в особых списках.
Затем в 612 г. до н.э. столицу Ассирии Ниневию разрушили союзные войска мидийцев и вавилонян. Среди развалин дворца последнего ассирийского царя Ашшурбанипала археологи нашли библиотеку, в которой среди множества глиняных «книг» оказались тексты ассирийских жрецов-астрономов.
После падения Ассирии наступило возвышение Вавилона, продолжавшееся 90 лет, пока в 539 г. до н.э. Кир Великий не включил Вавилонское царство в состав Персидского.
В IV в. до н.э. Вавилон стал столицей недолговечной империи Александра Македонского, а после её распада находился под властью правителей из династии Селевкидов.
Вместе с персидскими завоеваниями пришел культ небесного бога Ахура-Мазды. Введение эклиптики и зодиакального пояса из 12 равных частей. Открытие метонова цикла в 19 лет (предложен Метоном в 433 г. до н.э.).
Возможно, к концу IV в. до н.э. теории движения Луны и планет уже были завершены. Почти ничего не известно о создателях этой теории.
Знаменитые месопотамские астрономы: Кидинну, Габуриан, Селевк из г. Селевкии.
Самый поздний клинописный текст астрономического содержания датируется 75 г. н.э. – время, когда месопотамская цивилизация уже находилась в глубоком упадке. Однако, достижения ее астрономии стали достоянием ученых античного мира и сыграли важную роль в дальнейшем развитии.
Основные достижения вавилонской астрономии
1000-612 гг. до н.э. (Позднеассирийский период):
§ детальное изучение неподвижных звезд
§ вычисление продолжительности дня, восходов и заходов Луны «линейными методами»
§ выделение зодиака как пути Луны, Солнца и планет. Зодиакальные созвездия. Сезоны года
§ систематические наблюдения и предсказания затмений
612-539 гг. до н.э. (Халдейский период):
§ разделение зодиака на 12 знаков по 30о каждый
§ систематические наблюдения Луны и планет, их положений относительно неподвижных звезд
539-331 гг. до н.э. (Персидский период):
§ точное определение периодов Солнца, Луны и планет
§ вычисления движений Солнца, Луны и планет, затмений и др. явлений на основании достаточно совершенной математики