На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Астрономия для всех

88 подписчиков

Космологические модели и история человечества. Арабская астрономия.

В V в. н. э. Западная Римская империя прекратила свое существование.  Наибольшего расцвета достигла Византийская империя в VI в. н. э. при императоре Юстиниане. Затем последовал период кровопролитных войн с соседним Иранским царством, в результате обе страны стали добычей быстро окрепшего государства арабов.

Менее чем за 100 лет возник огромный Арабский халифат, по размерам превосходящий Римскую империю во времена ее могущества. Арабы познакомились с наукой и литературой подвластных им народов, во многом усвоили их взгляды. В результате творческого объединения различных стилей, традиций, научных взглядов и получила начало арабская культура. Главенствующее место в деятельности арабских ученых заняли медицина и астрономия. Арабские халифы читали своим долгом заботиться о своей текущей жизни и своем будущем. Позаботиться об их здоровье призвана была медицина. Астрономия же должна была взять на себя предсказание будущего. Именно арабские звездочеты заметно развили астрологические верования древних халдеев. Они переводили на арабский язык сочинения греческих мыслителей, составляли комментарии, писали учебники. Они же заимствовали в Индии современную цифровую систему, где значение цифры зависит от ее места. Большую заботу о сохранении наследия античной Греции проявил могущественный багдадский халиф Гарун-ар-Рашид. Еще дальше пошел его сын и преемник халиф ал-Мамун (правил с 813 по 833 г. н. э.), который основал в Багдаде «Дом мудрости» - научный центр с библиотекой и прекрасной астрономической обсерваторией. Багдадские астрономы более позднего времени:

Ибн ал-Хайсам (965-1039 гг.) лат. Альхазен - «Книга оптики»;

Ибн Юнис (950-1009 гг.), Хакимитские таблицы (данные о движениях Солнца, Луны и планет) лучшие на протяжении двух столетий;

Насирэддин Туси (1201-1274 гг.), Ильханские таблицы (более совершенные), составленные в г. Мараге (Южный Азербайджан – около северо-западной границы современного Ирана), основал хорошо оснащенную астрономическую обсерваторию в г. Мараге под покровительством Хулагу-хана, внука Чингиз-хана.

 Другие ученые арабского мира:

Абу Рейхан ибн Ахмед ал-Бируни (род. В 973 г. в Хорезме).

По другим источникам – Абу Райхан Беруни (973-1048 гг.) родился в Хорезме. Письменность на коже и дереве. В одном из своих сочинений Беруни подробно описал хорезмийскую календарную систему и сравнил ее с календарной системой других народов. Это сочинение написано им в Гургандже после 995 г. и называется «Памятник минувших поколений». В сочинении детально описаны календарные системы греков, персов, арабов, согдийцев, хорезмийцев и др. В начале VIII в. – арабское нашествие. Завоевание арабами территории среднеазиатских государств длилось около ста лет. Средняя Азия вошла составной частью в арабский халифат (от Пиренейского полуострова на западе и до Гималайских гор на востоке). О уже в IX в. начался новый расцвет Средней Азии. К X в. арабский халифат распался на ряд новых государств. На территории Средней Азии возникло гос-во Семенидов.

После 1017 г. – власть Махмуда Газнави – завоевание Северной Индии. Бируни сопровождал правителя в индийских походах. Перевел на санскрит «Начала» Евклида и «Альмагест» Птолемея и др. А также свой трактат по астролябии. Выполнил несколько переводов с санскрита на арабский язык. После смерти Махмуда Газанви в 1030 г. власть перешла к его сыну Мас’уду, правившему по 1041 г. В этот период Бируни закончил свою огромную энциклопедию астрономических знаний – «Канон Мас’уда по астрономии и звездам». Бируни старательно изучал индийскую научную литературу, в особенности астрономические сочинения – сиддханты. Один из этих трудов, сыгравший важную роль в истории индийской науки, - «Пулиса-сиддханта» сейчас утерян. Бируни пишет, что он достал его список и начал переводить. Бируни занимался также переводом на арабский язык «Брахма-сиддханты» знаменитого индийского астронома VII в. Брахмагупты. Обнаружен текст трактата Бируни «Украшение зиджей», который представляет собой обработку индийского астрономического сочинения. «Канон Мас’уда» состоит из 11 книг: начинается описанием системы мира Птолемея; 1-ая и 2-ая книги – рассматриваются календари различных народов и хронологические таблицы; 3-я книга – тригонометрия; 4-ая книга – основы сферической астрономии, определение наклонения эклиптики к экватору; 5-ая и 6-ая книги – геодезия, математическая география, движение Солнца; 7-ая книга – движение Луны; 8-ая книга – учение о затмениях Луны и Солнца, сопровождающие их метеорологические явления; 9-ая книга – неподвижные звезды; 10-ая книга – движение планет; 11-ая книга – решение задач о вычислении положения планет в определенный момент времени.

 Говоря о некотором разнобое и ошибках у индийских астрономов, Бируни писал, что причиной их является, в частности, «смешение научных вопросов с религиозными верованиями». Бируни особо интересовался вопросом о строении солнечной системы («Движется или неподвижна Земля», «О взглядах арабов на движение Земли»). Он внимательно изучал теории индийских астрономов и подверг критике учение, изложенное в древних религиозных книгах индийцев «Пуранах». Большой интерес проявил Бируни к астрономическим теориям выдающихся индийских ученых VI-VII вв. Ариабхатты и Брахмагупты, которые придерживались гелиоцентрической точки зрения.

В своем трактате «Индия» Бируни излагает способ летоисчисления древних индийцев. По древнеиндийским воззрениям мир создал Брахма. И с того момента идет отсчет времени

 Омар Хайям (1048-1131 гг., род. в Самарканде) – важная реформа персидского солнечного календаря.

Улугбек (жил в Самарканде в XV веке) – любимый внук Тимура. В обсерватории Улугбека были составлены точнейшие для того времени новые астрономические таблицы – каталог 1018 звезд, не знавший себе равных по полноте и точности вплоть до XVII века. Улугбек и его соратники из своих измерений уточнили значения многих важных астрономических величин.

 В период правления Альфонса X Кастильского устаревшие Толедские астрономические таблицы были заменены более точными Альфонсинскими. В течение столетий через Испанию арабская астрономия проникала в Европу. Европейцы знакомились с арабскими переводами древних сочинений, сами переводили их на латинский язык, овладевали основами арабской математики, которая звалась алгеброй, учили арабские названия звезд. С эпохой Возрождения наступает новый подъем астрономии в Европе.

Картина дня

наверх