На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Астрономия для всех

88 подписчиков

Астрономическая школа Улугбека. Часть 2.

О научных трудах Улугбека.

По наблюдениям в самаркандской обсерватории были составлены таблицы. Труд закончен в 1437 г., работа продолжалась и после.

            Введение (теория) состоит из 4-х частей. I: изложение принятых у различных восточных народов способов летоисчисления; II: вопросы практической астрономии; III: теория планет; IV: астрология.

            Одному из виднейших сотрудников Улугбека Гияс-ад-дин Джемшиду принадлежит ряд работ: 1.

«Усовершенствованные Ильханские таблицы Хакана». В их основе – Мерагские таблицы Насир-ад-дина Туси. Они исправлены и дополнены Джемшидом. Написана работа на таджикском языке. Хакан – султан. 2. «Трактат об окружности». На арабском языке. Определение π. 3. «Лестница небес» - на арабском языке. Проблемы измерения небесных тел. 4. «Услада прекрасных садов». Описание изобретенного для обсерватории Улугбека астрономического инструмента. 5. «Ключ к арифметике». 6. «Трактат о хордах и синусах». Предполагается, что Гияс-ад-дин Джемшид умер в 30-х годах XV века.

            Заслуживают внимания работы сотрудника обсерватории Улугбека Салах-ад-дина Муса бин-Мухаммед Казы-Задэ. 1. «Трактат по арифметике». На арабском языке. 2. Комментарии к «сущности астрономии» Махмуда бин-Мухаммада бин-Омара ал-Чагмини. Эта работа служила настольной книгой студентов-астрономов. Экземпляр этого сочинения на арабском языке имеется в институте по изучению восточных рукописей АН УзССР (№ 2655). 3. Комментарии к «Основам фигур» Шамсутдина Самарканди. 4. «Трактат о синусе». 5. Комментарии к «Ключу к наукам» ат-Тафтазани. Казы-Задэ умер вскоре после Гияс-ад-дина Джемшида, также не дожив до окончания работы по составлению астрономических таблиц (т. е. до 1437 г.).

            Следующим талантливым представителем рассматриваемой школы является Али-Кушчи, ученик Улугбека. Ему приписывают работы: 1. «Трактат по арифметике» на таджикском языке, посвященный индусской математике и вопросам астрономии (№ 3356). 2. «Трактат по астрономии» (№ 3356). 3. «Трактат о решении лунообразной фигуры». 4. «Трактат Мухаммедия» по арифметике и алгебре. После трагической смерти Улугбека Али-Кушчи переселился в Стамбул, где последний трактат был переведен с таджикского на арабский язык и преподнесен султану Мухаммеду II, откуда и название. 5. «Фатхия» - трактат по астрономии на арабском языке. 6. «Комментарии к таблицам Улугбека», или иначе «Таблицам Гурагони». Этот труд, по-видимому, не сохранился. Али-Кушчи умер в 1474 г. в Стамбуле.

            Замечательным представителем школы Улугбека был внук Казы-Задэ – Махмуд бин-Мухаммед (Мерием Челеби).

            Му’ин-ад-дин и его сын Мансур Каши. Ученик последнего Абд-ал-Али бин-Мухаммед бин-Хусейн Бирджанди: «Комментарии к Гурагонским таблицам», т. е. к таблицам Улугбека. Эта работа прекрасно сохранилась, на таджикском языке со множеством чертежей, датирована 929 годом хиджры3) (1522 г.) (№ 704).

Вопросы практической астрономии.

            Наклонение эклиптики получается как полуразность полуденных высот Слнца во времена летнего и зимнего солнцестояний. Улугбек дает значение ε = 23о30/17//. Вторым склонением Улугбек называет широту точек экватора.

            Лапласом было открыто, что от притяжения Луны и планет наклонение эклиптики может изменяться в пределах от 21о.5 до 27о.5.

Факт непрерывного уменьшения наклонения эклиптики примерно на 0//.5 в год был известен астрономам Востока.

Основной инструмент обсерватории Улугбека предназначался для определения «постоянных» астрономии: наклонения эклиптики, точки весеннего равноденствия, длины звездного года и других величин, выводимых из наблюдений Солнца, планет, Луны. Огромные размеры секстанта (или квадранта), удачная конструкция, высокое мастерство обеспечили высокую точность наблюдений.

Первый по времени каталог звезд был составлен Гиппархом; содержит положение 1022 звезд и помещен в Птолемеевом «Альмагесте». Предположительно, явление прецессии было открыто еще вавилонскими астрономами, однако, подтверждено было благодаря именно каталогу Гиппарха. Составляя свой каталог, он сравнивал свои наблюдения с результатами, полученными Аристиллом и Тимохарисом за 150 лет до него. Оказалось, что все долготы звезд увеличились, широты же остались неизменными; им было установлено, что в течение года точка весеннего равноденствия на 36// перемещается по эклиптике к западу.

По существу, после Гиппарха, вторым астрономом, составившим фундаментальных каталог звезд, был Улугбек. Его каталог основан на положениях звезд, определенных в Самаркандской обсерватории.

Звездный каталог Улугбека содержит 1018 звезд; наблюдались примерно 900 (долготы) и примерно 878 (широты). Таким образом, только у примерно 700 звезд определены оба элемента по собственным наблюдениям.

Конец жизни Улугбека.

Осень 1449 г.: Улугбеку предложено отправиться в Мекку. Тем временем тайно от него над Улугбеком был инсценирован суд. Была составлена фетва – обоснование убийства по шариату. 27 октября 1449 г. Улугбек был убит. Ведущая роль в этом убийстве принадлежала Ходжа Ахрару – главе среднеазиатского суфизма, ордена накшабандиев. Он в течение 40 лет через подставных лиц управлял страной. Но прямых фактов причастности Ходжа Ахрара нет. Организатором убийства фактически был сын Улугбека Абд-ал-Лятиф.

18 июня 1941 года было произведено вскрытие могилы Улугбека в мавзолее Гур-и Мир в Самарканде. За 60 лет до вскрытия весь склеп был затоплен водой. Вода стояла довольно долго, пока не просочилась вниз. В земляной насыпи под левой стороной скелета Улугбека обнаружен резец челюсти человека лет 30-35, вследствие чего он не мог относиться к скелету в саркофаге. Улугбеку было 56 лет.

Улугбек лежал в саркофаге совершенно одетым, что полностью соответствует предписаниям шариата: насильственно убитый, как «шахид» (мученик) должен быть похоронен в своих одеждах. Зеленые шаровары и желтая рубашка.

            У Улугбека монголоидный тип значительно слабее выражен, чем у его деда – Тимура. Отец Улугбека, Шахрух – европеоидный тип (?). Но по росту (165,8 см), емкости черепа (1517 см3), по всем размерам костей туловища и конечностей Улугбек стоит гораздо ближе к деду Тимуру, чем к отцу Шахруху.

            На скелете отчетливо сохранились следы насильственной смерти: третий шейный позвонок рассечен острым оружием в поперечной плоскости так, что нижняя часть тела и дуга этого позвонка срезаны, как бритвой. Удар пришелся также по правому углу нижней челюсти и по нижнему ее краю с левой стороны, которые тоже срезаны.

Захоронение

Захоронение

            В начале XVI в. обсерватория Улугбека превращается в груду развалин, так как духовенство разрешило использовать кирпичи, облицовку, мрамор для различных целей.

 

Развалины

            Великим трудом Улугбека заканчивается период мусульманской астрономии на Востоке. Наступает эпоха застоя. Но в это же время на Западе (в Европе) наступает эпоха возрождения наук.

            Отдельные моменты подъема: два манускрипта – индийские рукописи XVII и XVIII вв. 1) «Шах-Джаханские астрономические таблицы», на персидском языке; составлены придворным астрономом индийского шаха Шахабуддина Шах-Джахана (1628-1659), Абу-Мулла-Фаридом Дехлеви и 2) «Мухаммед-Шахские астрономические таблицы»; составлены раджой Савой-Джай-Сингом и посвященные султану Мухаммед-Шаху (1719-1748). Последний труд базируется на школе Улугбека, о чем прямо сказано в предисловии. Первый труд также испытал ее влияние.

            В начале XVIII в. Савой-Джай-Сингом были сооружены, кроме обсерватории в Дели (Шах-Джахан-Абаде), еще четыре – в Бенаресе, Муттре, Джайпуре и Уджаине.

            Результатом семилетних наблюдений были таблицы «Зидж Мухаммед Шахи».

         Школа Улугбека имела влияние и на китайскую науку. Ученый иезуит миссионер Антуан Гобиль (1689-1759), весьма осведомленный в китайской науке, автор в свое время очень ценного исследования в области китайской астрономии, принимавший активное участие в устройстве обсерватории в Пекине, высказал суждение: «…ламы и тибетские жрецы имеют древние книги по астрономии. Все, чему китайцы научились в области этой науки, пришло к ним с запада, из окрестностей Самарканда».

 

Картина дня

наверх