Космос, а особенно – межпланетная среда – влияет на земные процессы и, конечно, на человека. Выделим основные направления этого влияния.
1. Изменения в биосфере Земли обусловлены изменениями климата.
2. Изменения климата происходят вследствие изменения условий в космическом пространстве (Солнечной системе и ближайших галактических окрестностях): эволюции орбиты Земли и «локальных» катастроф.
3. Вариации биосферы происходят вследствие вариаций геомагнитной среды.
Какие же последствия воздействия солнечного ветра, геомагнитной среды и приливного возмущения Луны мы имеем?
Статья ВЛИЯНИЕ СОЛНЕЧНОЙ АКТИВНОСТИ НА ЧАСТОТУ РОЖДАЕМОСТИ УМНЫХ ЛЮДЕЙ Карачи Денис, Кардаполов Сергей, Карачи А.Ю. «КВАНТ», 1998, № 5, стр. 31 ясно указывает на зависимость интеллектуальных способностей от активности Солнца. Вот выдержка из статьи: «Критерием хороших умственных способностей были приняты оценки в аттестате зрелости. Методика исследования следующая. В школах города мы выписывали из книг выдачи аттестатов даты рождения «умников» (медалистов и «хорошистов»), подсчитывая их полное количество в год выпуска. Разделив это число на количество всех выпускников, получили "коэффициент умственного развития" данного года выпуска - r. Этот r был присвоен каждому умнику. Выборка была произведена с 1970 г. по 1995 г. В ней были просмотрены оценки почти 22000 выпускников города. Массив умников со своими «r» был пересортирован по годам рождения и по каждому году находилась сумма r, при этом получили "коэффициент умственного развития" данного года - R, характеризующий частоту рождения умников. Значения этих коэффициентов умножались на 10, чтобы получились величины одного порядка с числами Вольфа. На заключительной стадии работы сопоставлялись график солнечной активности (синий) с графиком зависимости R (красный) от года рождения и с графиком зависимости (красный «жирный» - это R сглаженный по трем точкам) от года рождения».
Таким образом, люди, родившиеся в годы активного солнца имеют более слабые умственные способности!
А вот исследования жителей Севера (СОЛНЕЧНАЯ АКТИВНОСТЬ И ВОЗМОЖНОСТИ ЧЕЛОВЕКА, В.И. Хаснулин, А.В. Хаснулина, ГУ НЦКЭМ СО РАМН) показали, что физически сильнее те, кто родился в годы активного солнца. А вышеописанные «умники» сильно уступают по иммунитету и общему физическому состоянию.
Земля, двигаясь по орбите, пересекает волнообразную поверхность ММП и оказывается в области то «+», то «-» ММП. При быстрой смене знака ММП в ионосфере Земли, по закону Фарадея, должны возникать токи, стремящиеся препятствовать изменениям ММП.
Секторная структура межпланетного магнитного поля (ММП).
В геомагнитных индексах и индексах солнечной активности видна структура межпланетного магнитного поля (ММП), с ним связаны процессы в токовых системах в магнитосфере и ионосфере. Спектр и амплитуда микропульсаций геомагнитного поля и атмосфериков меняется с переменой знака сектора ММП.
В частности, в дни рождений больных шизофренией наблюдается большое число периодов смены знака ММП с «+» на «–»; выраженность синдрома у нервно-психических больных больше в секторе положительной полярности ММП.
Существуют исследования, свидетельствующие, что риск возникновения психических заболеваний коррелирует с гелиогеофизической обстановкой в период внутриутробного развития организма. Так, было показано, что на 2-ом и 5-ом месяцах эмбриогенеза для людей, больных олигофрениями, в отличие от психически здоровых людей, наблюдались достоверные максимумы среднемесячных значений чисел Вольфа (W). Выявлено также, что для детей с наследственной предрасположенностью к психическим заболеваниям риск развития шизофрении прямо коррелирует с уровнем солнечной активности в год их зачатия. Риск развития психических заболеваний связан с пониженной геомагнитной активностью на этапе закладки важнейших структур нервной системы. (ПСИХИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ВАРИАЦИИ МЕЖПЛАНЕТНОГО МАГНИТНОГО ПОЛЯ В ЭМБРИОГЕНЕЗЕ ЧЕЛОВЕКА, Григорьев П.Е. , Любарский А.В. , Сойко В.В. Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Биология, химия». Т.13, №2(47), 2009)
Заметим, что вариация вклада магнитосферы составляет более 40-60% сезонной вариации геомагнитной активности, при этом весенние и осенние уровни равны и соответствуют максимуму эффективности магнитосферы как приемника энергии солнечного ветра, а зимние и летние различаются между собой и соответствуют минимуму эффективности. Разность уровней зима - лето по-видимому связана с глобальной асимметрией ионосферы. (Petrukovich A.A., M.Y. Zakharov, ap-index solar wind driving function and its semiannual variations, Ann. Geophys., 25, 1465–1469, 2007. )
А как же влияет Луна?
Оказывается, Луна на умственные способности, скорее всего, не влияет. Но присутствию Луны мы обязаны собственно… жизнью! Луна — мощный стабилизатор скорости прецессии и угла наклона оси вращения Земли. Ж.Ласкар, Ф.Жутел и Ф.Будин рассмотрели эволюцию оси вращения Земли в отсутствии Луны. Частота прецессии уменьшилась до 15.6'' в год, а амплитуда изменения наклона оси вращения увеличилась: переход от 15° до 30° совершается менее, чем за 200 тыс. лет. Это должно вести к существенным изменениям инсоляции Земли и, как следствие, к резким колебаниям климата. Таким образом, сравнительно стабильным климатическим условиям на Земле мы обязаны присутствию Луны.
На основе собранного в астрономической обсерватории Одесского национального университета статистического материала получены интересные результаты проявления лунных ритмов в поведении и самочувствии человека.
Обнаружена периодичность в процессах рождаемости, движении доноров, артериальном давлении, депрессивных состояниях и др.
Для некоторых процессов отмечено наличие нескольких периодов. Очень интересен факт, что появление новорожденных в течение суток выражается линейной функцией с коэффициентом корреляции очень близким к единице.
Ярко выраженную периодичность с лунным месяцем имеет артериальное давление.
Могу посоветовать книгу А.П. Дуброва «Лунные ритмы у человека», 1990 г. А также, наши темы